Псковичей ждут две премьеры - «Жанна» и «Гробница малыша Тутанхамона» - «раскрученная» коммерческая пьеса и артхаусная постановка

01 февраля 2019

Артисты в ходе пресс-конференции не преминули пошутить о том, что обе группы  репетировали «друг над другом», на соседних этажах, рассказали о том, как им работалось с режиссерами Михаилом Заецом и Елизаветой Бондарь и о том, как в ходе репетиций обнаруживались новые смыслы и  даже новые герои.

Напомним, что еще в прошлом году обе пьесы  были поставлены в Псковском театре драмы  в качестве  эскизов,  на творческих лабораториях  Пушкинского театрального фестиваля.
 -  Собственно эскиз – это энергетика, короткая история, поставленная в сжатые сроки, -  начал разговор  о том, что  отличает эскиз от полноценного спектакля, Михаил Заец, режиссер спектакля «Жанна» по пьесе молодого российского драматурга Ярославы Пулинович. - Эскиз – скелет, спектакль – это уже  обрастание мясом.  Иногда эскиз может быть лучше самого спектакля, иногда наоборот…


 Актриса Ирина Смирнова, исполнительница роли Жанны, рассказала о своей героине, которая « понятна поколению сегодняшних  50-летних»:
 - Это поколение, как я недавно прочитала, «экономического слома». Мы все жили в этом время, откуда вышла моя героиня. Для кого-то оно было ужасным, для кого-то прекрасным, хотя бы из –за того, что были молодыми. Кто-то не выжил, остался там навсегда. Моя героиня выжила, стала сильным человеком, ей не понаслышке знаком рэкет. Это история про сильную и самостоятельную женщину, которая не умеет проигрывать. Именно на таких и держится мир.


- Является ли Жанна героем нашего времени? А кто сегодня герой нашего времени? –  предложил полемику Михаил Заец. – Беда в том, что у нас сегодня нет героев. Раньше были – геологи, физики, лирики, космонавты, еще раньше  - герои войны. Сейчас даже маленькие дети вам не ответят, кем хотят стать. Ну, может, чиновниками, скажут. Это ненормально, что героев нет. Сегодня молодое поколение хочет лежать, ничего не делать, а чтобы с неба сыпались деньги. Но ведь герои должны прийти в нашу страну, и они будут, хотя, может, это будут антигерои.
- Хотя герой – это всегда идеология, - заметил режиссер, - а  в нашей пьесе нет идеологии, в ней вечные темы – любовь, предательство, смерть. По этой пьесе можно снять сериал. 

  Михаил Заец также подчеркнул,  что  спектакль  должен дать зрителю ощущение того,  что действие  происходит на трассе,
- Мы зрителя сажаем на сцену, но все происходит на трассе, по которой несется Жанна. Она как села в 90-х на большегруз, так и несется, до сих пор живет в этом адреналине. Хотим, чтобы спектакль летел, как летит машина по трассе, –  добавил он.
  В связи с этим Заслуженный артист России Сергей Попков, тоже занятый в «Жанне», признался, что такое решение режиссера  было непривычным, так как  потребовало  от актера другого способа существования.
  «Здесь ничего не скроешь, динамика нужна, - сказал артист. - Это киношное существование, крупный план, все происходит на расстоянии вытянутой руки».


 О том, как шла работа над спектаклем «Гробница малыша Тутанхамона» по пьесе американского драматурга Оливии Дюфо, рассказала молодой режиссер Елизавета Бондарь:

 - Для меня эскиз делается всегда на энергии стресса. И важно чтобы прошло какое-то время после первого знакомства с материалом, чтоб он отстоялся временем. Так, с «Гробницей..» я работала еще три года назад, на Таганке, потом в прошлом году с псковскими актерами, сейчас получается третий, совершенно новый  спектакль под другим углом зрения. Много нового вскрыли в этот раз в пьесе для себя, даже нашли каких-то новых персонажей, потому что хотелось сделать понятным  действие для зрителей и, конечно, для себя. Ведь действие происходит в Америке, в которой я не была, например,  как и многие зрители.
   «Гробница малыша Тутанхамона» неслучайно вошла в программу  Пушкинского театрального фестиваля, подчеркнули создатели постановки. 


 - Это спектакль, посвященный  истории творческого человека. Это - про одержимость работой, про то, через что надо пройти, как вложить свою душу, чтобы появилось произведение творчества, - подчеркнула  Наталья Петрова, исполнительница главной роли, художницы Джейн Хейли. - Это пьеса о том, что искусство рождается только в условиях стресса.
- Это ужасно, но без этого искусство невозможно, - добавила актриса.

- Мрачно, но все про себя, про одержимость, - поддержал актер Денис Кугай, также занятый в спектакле. - Спектакль начинается самоубийством дочери героини, и по ходу пьесы умирает много народу, половина населения Египта.
- Без одержимости ничего невозможно создать, -  заключает  Елизавета Бондарь. - Это нас и зацепило в этой пьесе.

«Спектакль «Жанна» предназначен для широкого зрителя, а «Гробница малыша Тутанхамона» – артхаусная постановка для «более искушенного зрителя», - заключил арт-директор  театра Андрей Пронин.  Однако  не исключил, что «всё  может быть и  наоборот».
По его словам, «Жанну» ставили уже многие, и в данном случае в театре «пошли по проторенному пути».  Хотя постановщик Михаил Заец, по его мнению, «особенный режиссер» в истории автора пьесы Ярославы Пулинович, и он «по-своему читает ее драматургию».

Андрей Пронин также  добавил, что в апреле театр порадует зрителей  двумя новыми комедиями.

Напомним, новую русскую драму «Жанна» покажут на сцене Пушкинского драмтеатра 3, 5, 6, 23 и 24 февраля, а комикс без антракта «Гробница малыша Тутанхамона» – 9, 21 и 24 февраля. Подробности здесь.
Билеты можно приобрести в кассе или на сайте театра 

 

 

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина