Театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург)
Режиссер Тимофей Кулябин.
«The Overcoat. Dress Code» (by the novel of Nikolai Gogol). Priut Komedianta Theatre (Saint Petersburg, Russia). Direction – Timofey Kulyabin. 16+
Режиссер – Тимофей Кулябин
Художник – Олег Головко
Художник по костюмам – Ирина Долгова
Художник по свету – заслуженный работник культуры РФ Евгений Ганзбург
Музыкальное оформление – Владимир Бычковский
Консультант по пластике – Петр Горбунов
В роли Башмачкина – Роман Агеев
В остальных ролях:
Чиновники Департамента – Антон Мошечков, Дмитрий Паламарчук, Денис Старков, Павел Чинарёв
Та, которая убирает – Юлия Молчанова
Премьера – 8 марта 2012 года
Продолжительность – 1 час 50 минут
Театрализация «петербургской повести» Гоголя «Шинель» – петербургский дебют Тимофея Кулябина, сегодня режиссера, широко известного в России и мире, а восемь лет назад, когда появился спектакль, «молодого новосибирского постановщика», как писали в пресс-релизах. Спектакли «Онегин» (участник Пушкинского фестиваля в Пскове), «KILL», «Три сестры» еще впереди. Режиссер предлагает посмотреть на главного героя гоголевской истории – Акакия Акакиевича Башмачкина, незаметного и ничем не примечательного скромного чиновника низшего ранга, смысл жизни которого – покупка новой шинели взамен прохудившейся старой, – глазами современного человека. Действие спектакля происходит в некоем странном пространстве – белом кабинете под условным названием Департамент. Никакого чиновничьего круга, никакой гоголевско-петербургской атмосферы – на сцене современное пространство с современными людьми в деловых костюмах, в которое попадает Башмачкин – человек из другого времени.
В 2012 году, накануне премьеры, Тимофей Кулябин говорил о спектакле так: «Мы пытаемся докопаться до сакрального смысла судьбы Башмачкина. Представить эту историю не как незначительную роковую случайность, не как анекдот про “украли новую шинель, и человек умер”. А подойти к этому, как будто Акакий Акакиевич – герой древнегреческой трагедии, где есть рок, судьба, противостояние с мирозданием».
Спектакль-участник фестиваля «Новосибирский транзит» (2012). Режиссер Тимофей Кулябин за постановку спектакля был номинирован на Санкт-Петербургскую театральную премию для молодых «Прорыв» (2012).
«По Кулябину, самое главное искушение современного мира – потеря индивидуальности. Новая шинель Башмачкина, пришедшая на смену рваному черному покрывалу, в спектакле тоже есть – очередной серый сюртук, явление которого из чехла уподоблено рождению младенца из чрева матери. В общем, это и есть рождение, точнее, перерождение: теперь Башмачкин поднимает глаза и с упоением начинает примерять на себя условия игры, принятые в окружающем мире». (Роман Должанский, «КоммерсантЪ»)
Автор фотографий: Дарья Пичугина.
Автор аннотации: Андрей Пронин.