Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина
А. Чехов. Сцены из деревенской жизни. Спектакль Павла Зобнина
Одним осенним утром ты открываешь глаза и осознаёшь: жизнь пропала. Ты талантлив, умен, смел, у тебя большое сердце и нежная душа, а ты не стал ни Достоевским, ни Шопенгауэром. А стал дядей Ваней.
Ты двадцать пять лет работал, как вол, – и зачем? Ты влюблен в женщину, которую судьба забросила тебе под бок соседкой, – и безответно. Ты боготворил человека, считал его гением и работал на него – а он оказался пустышкой.
«Дядя Ваня» – одна из самых известных пьес мировой драматургии, к которой уже более века обращаются культовые режиссеры и главные российские и мировые театры. «Дядя Ваня» – это исследование великим Чеховым драмы человеческой души, это концентрат обыденности, переходящей в вечность.
«Обычный человек – вот что интересно Чехову. Изучать обычность и находить в этом где-то юмор, где-то глупость, где-то веру и надежду, а где-то и любовь – чувство в данном случае довольно простое, жестокое, мучительное», – отмечает режиссер.
«Дядя Ваня» Чехова, по мнению творческой команды спектакля, – это зеркало. А вот стыдиться увиденного отражения или жалеть его, презирать или сочувствовать – решать зрителю.
«Чехов – тот еще шутник, язва и циник. Он не размазня-интеллигент, как я думал раньше, он дерзкий, ироничный, смеющийся автор. Он видел всю эту серость, тоску, грязь и писал об этом, чтобы люди посмотрели на персонажей, как в зеркало, и чтобы им после этого стало стыдно перед собой. Так скучно и вяло ведут себя персонажи Чехова не потому, что он скучный и не потому, что он этого желал, наоборот, он хотел, чтобы человек таким не был», – поделился артист Георгий Болонев.
Павел Зобнин – приверженец русского психологического театра «по Станиславскому» – вместе с актерами подробно разбирает пьесу, попутно обращаясь к биографии и другим произведениям Чехова, задает ей неожиданные вопросы, ищет свежие и незаштампованные решения и образы. У тех, кто помоложе, на спектакле появится шанс увидеть живого, а не томно-манерного Чехова. Те, кто постарше, вряд ли останутся равнодушны к горестным метаниям героев, однажды осенью в деревне вдруг осознавших, что их жизнь была напрасна.
Павел Зобнин – известный российский театральный режиссер, один из самых успешных учеников Сергея Женовача. Поставил несколько десятков спектаклей в театрах России и Эстонии, принимал участие в режиссерских лабораториях в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Южно-Сахалинске, Улан-Удэ, Калининграде, Таллине, Ростове-на-Дону, Казани, Омске и других городах. Спектакль Павла Зобнина «Отец» (2018) был выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска» в четырех номинациях.
Над сценографией и костюмами к спектаклю работал Евгений Лемешонок, известный театральный художник из Новосибирска, дважды номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» за костюмы к спектаклям «Я.Другой.Такой.Страны» и «Ак и человечество» Дмитрия Егорова.
Продолжительность спектакля — 2 часа 40 минут с антрактом.
Премьера спектакля: 30 марта 2022
Создатели спектакля
Павел Зобнин - Постановка
Евгений Лемешонок - Сценография и костюмы
Елена Алексеева - Художник по свету
Александр Артемьев - Помощник режиссера
Галина Беседина - Свет
Игорь Гулий - Звук
Павел Иванов - Реквизит
Наталья Евсеева, Ирина Звонова - Костюмы
Анна Баландина, Ирина Лаптева, Ирина Монахова - Грим
Исполнители
Сергей Скобелев - Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор
Александра Кашина - Софья Александровна (Соня), дочь профессора от первого брака
Линда Ахметзянова - Елена Андреевна, жена профессора
Ирина Смирнова - Войницкая Мария Васильевна, вдова тайного советника
Андрей Кузин - Войницкий Иван Петрович, сын вдовы
Георгий Болонев - Астров Михаил Львович, врач
Виктор Яковлев - Телегин Илья Ильич, обедневший помещик
Надежда Чепайкина - Марина, старая няня