16+

«Нянины сказки»

10 сентября 2023
19:00, воскресенье

Псковский театр драмы, Большая сцена

Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой (Москва)

Музыкальная фантасмагория по мотивам сказок А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена в 2-х действиях с антрактом

С самого раннего детства мы помним эти строки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком», «Жил старик со своею старухой у самого синего моря», «Белка песенки поет да орешки всё грызёт, а орешки не простые, в них скорлупки золотые"... Сказки Пушкина вошли в нашу жизнь, стали нашим культурным кодом, но для большинства они так и остаются литературой для детей. А могут ли сказки открыть что-то новое взрослому человеку?

В спектакле "Нянины сказки" зритель попадает в сказочное зазеркалье, жесткое, но прекрасное и целительное в итоге, в котором переплелись образы и сюжетные мотивы «Сказки о царе Салтане», «Сказки о Медведихе» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, а также сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок». 

Проводником в этом сказочном зазеркалье станет Няня в исполнении н.а. РФ Елены Камбуровой – своеобразное воплощение образа «Вечной Няни» - друга, советчика и наставника, воспитывающая и обучающая. Она учит понимать и принимать законы действительности, учит находить опору в себе и в других – людях, нуждающихся в поддержке или готовых ее оказать. По словам режиссера-постановщика Гульназ Балпеисовой: «Каждый человек – волшебник, и его личная боль может стать искусством».

Спектакль создан по произведениям А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане", "Сказка о Рыбаке и Рыбке" и неоконченной "Сказке о Медведихе", а также по сказке Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок". .

В музыкальную партитуру вошли "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского в аранжировке для 4 голосов и струнного квартета, Ария Царевны Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" и авторские композиции Олега Синкина.

В спектакле звучат в записи:

  • Фрагмент «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» в исполнении Иннокентия Смоктуновского
  • Музыкальная фраза из песни «Где же ты мечта» в исполнении Елены Камбуровой (муз. Э. Артемьева, сл. Н. Кончаловской)
  • Фрагмент сочинения «Любовь святая» в исполнении Елены Камбуровой (муз. Георгия Свиридова, концертная запись)
  • «Вальс на 1000 тактов» в исполнении Елены Камбуровой (сл. и муз. Жака Бреля, концертная запись)

Премьера состоялась 3 декабря 2022 года

Создатели спектакля

  • Сценическая адаптация и постановка:Гульназ Балпеисова
  • Музыкальный руководитель, композитор, аранжировщик:Олег Синкин
  • Художник спектакля (сценография и костюмы):Ирина Пинова (Ютанина)
  • Режиссёр по пластике: Доржи Галсанов
  • Художник по свету: Антон Литвинов
  • Художник по гриму: Анна Серякова
  • Помощник режиссёра: Виктория Смирнова 

Исполнители

  Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут с антрактом. 

Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой был основан в 1991 году на базе творческого коллектива певицы и актрисы, народной артистки РФ Елены Камбуровой. Театр музыки и поэзии можно назвать уникальным театром, так как здесь возник новый для музыкального театра жанр: поэтическое слово существует в его постановках наравне с музыкой, а драматургия спектаклей основана не только на сюжетах литературных произведений, но и на музыкальном материале.

Журнал «Страстной бульвар». «Сказка ложь, да в ней намек». Галина Степанова:

«Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой в нынешнем сезоне продолжает радовать интересными премьерами… Няня в исполнении Елены Камбуровой вовсе не Арина Родионовна, да и спектакль - совсем не новогодне-рождественское путешествие по страницам знакомых сказок. Театр представляет сложное фантастическое действо, по мановению таинственной «Няни» погружая в магию слова и музыки, заставляя сопереживать, думать и сочувствовать».

«Экран и сцена». «Пушкин на 1000 тактов». Майя Одина:

«Название “Нянины сказки” в данном случае звучит обманчиво. Ничего уютного и умиротворяющего, того, что обычно подразумевается под этим словом, в спектакле Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой нет, а есть вполне себе хаос – несмотря на всю продуманность, стихийный и непредсказуемый…. Няню играет Елена Камбурова. Точнее не играет, а выходит и исполняет то, что для нее органичнее всего – мирить, давать надежду, завораживать прекрасным. Соединение психологического реализма, а временами и психоанализа со сказочностью дает своеобразный эффект, когда и смешно, и озорно, и трогательно, и нежно, и нервно».

Арт-журнал «Около»: «Сказки по-камбуровски». Ксения Кузнецова:

«Спектакль заявлен как музыкальная фантасмагория и полностью оправдывает жанр: вокальные эффекты и мастерство актрис пробирают до мурашек. Здесь с легкой подачи команды легко уживаются оперные арии, джаз и музыкальные импровизации. Стоит отдать должное теме спектакля: музыка И.П. Мусоргского (прим. – «Картинки с выставки»), по-новому открывают композитора. Аранжировки и все звуковое оформление спектакля создано музыкальным руководителем театра Олегом Синкиным. Удивительно, но Елена Камбурова, артистка с большой буквы, наравне со всеми участниками спектакля находит новые актерские решения роли. Ее Няня — не милая трогательная старушка, а настоящая пиковая дама, хозяйка сказочного леса и знаток всех судеб героев. Она с легкостью разгоняет распоясавшихся и заигравшихся персонажей сказки «О рыбаке и рыбке» и при этом окружает нежностью и любовью гадкого утенка».

Портал AlterLit. «Пушкин для взрослых». Влад Васюхин:

«"Нянины сказки" — сочинение многослойное и нелинейное. За основу взяты два пушкинских шедевра — о царе Салтане и о рыбаке и рыбке, к ним добавлены фрагменты еще двух — о Медведихе и о мертвой царевне и семи богатырях. Все это перемешано, переплетено и разыграно в лицах. А во втором акте заглавная героиня — няня, которую играет сама Елена Камбурова — вдруг ко всей этой пушкиниане добавляет сказку о гадком утенке, написанную младшим современником Пушкина — Гансом Христианом Андерсеном в 1843 году. И это уже почти монолог, когда всё внимание зрителей на сидящей в кресле рассказчице и её завораживающем голосе».