Театр «Старый дом» (Новосибирск)
А. Платонов
— Мне все кажется, что вдалеке есть что-то особенное или роскошный несбыточный предмет, и я печально живу.
— А мы его добудем. Ты, Вощев, как говорится, не горюй.
Андрей Платонов, «Котлован»
«Котлован» – вселенная суровых и наивных мужчин, которые из подручных средств упорно складывают лучший мир, где человека труда ждет коллективное счастье. Мастеровые люди копают гигантский котлован, чтобы заложить фундамент дома светлого будущего, где будут жить другие счастливые поколения. Здесь люди ощущают долготу времени, плакатные лозунги перетекают в живую речь, а все исторические контексты проваливаются в лету. Чего мы хотим от жизни? И почему мы устроены так, что живем мыслями об эфемерном будущем, оставляя в настоящем лишь свое физическое тело, которое постоянно «копает котлован»?
Спектакль «Котлован» в Новосибирске поставил главный режиссер театра «Старый дом» Антон Федоров, хорошо известный псковскому зрителю. В Пушкинском театре Федоров – режиссер и художник спектакля «Морфий», получившего в этом году две «Золотые маски».
Антон Федоров о спектакле «Котлован»: «Мы рассказываем некую поэтичную историю о том, что настоящего у нас нет, а есть только манящее, великое и пугающее будущее. Мы проживаем всю жизнь в состоянии “нас непременно ждет что-то очень хорошее”, но при этом абсолютно нивелируется твое “здесь и сейчас”. Никто не знает ответа на вопрос: “A как выглядит хорошее настоящее?”, — потому что никто не дошел и не дожил до этой точки. Наше сознание постоянно прокручивает картины будущего, чтобы не фиксировать себя в настоящем. Это история о том, где сейчас находится наше сознание, чего мы ждем от жизни и каковы наши цели, когда вдруг сняты все социальные шоры, а человек искренно и честно смотрит в мир?».
Театр «Старый дом» сегодня – мощный современный творческий организм, яркий художественный центр Сибири. Театр широко известен в России, творческая деятельность его признана критикой, а состояние актерской труппы называют одним из лучших в стране. Театр регулярно участвует и получает награды на крупнейших российских и международных фестивалях.
Дата премьеры 8 июня 2023 год
Создатели спектакля
- Режиссер, художник, инсценировка – Антон Федоров
- Композитор – Григорий Калинин
- Автор эскизов – Даниил Зупник
- Художник по свету – Игорь Фомин
- Мультипликация – Надя Гольдман
Исполнители
- Чиклин – Анатолий Григорьев, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»
- Прушевский —заслуженный артист Туркменистана Юрий Кораблин
- Вощев — Тимофей Мамлин, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»
- Сафронов — Евгений Варава, лауреат XXXII профессиональной театральной премии «Парадиз»
- Козлов — Вадим Тихоненко
- Жачев — Виталий Саянок
- Пашкин — Андрей Сенько
- Кто-то — Арсений Чудецкий
- Мужики — Алексей Ефимов, Дмитрий Иванов, Павел Давыдов, Николай Курочкин, Николай Барахтаев
Продолжительность спектакля 2 часа без антракта
Наталья Витвицкая, «Экран и сцена»:
«Сложнейшая философская повесть превратилась в темное фэнтези, соединившее в себе экзистенциальную проблематику, кафкианский абсурд, готическую мрачность и жесточайшую эмоциональную боль без надежды на прекращение страданий. Платоновская сатира на наше прошлое недвусмысленным образом стала сатирой на наше настоящее, черный юмор превратился в основное средство художественной выразительности. Но главное – великая антиутопия открылась зрителям как роман о любви».
Наталия Дмитриева, Ведомости Законодательного собрания НСО:
«Герои-мужики оказываются в некой пространственной точке, где стирается грань между живым и неживым. Здесь стены напоминают кабинетный чиновничий «модерн» конца XIX века, а природная гармония, зафиксированная в слайдах на заднем плане, распадается на неполный календарный цикл — в таких местах весна не обитает».
«Мир платоновских землекопов может быть страшно смешным и по-мужски обаятельным — вопреки всему, и даже самой смерти».
Елена Алдашева, блог журнала «Театр»:
«Актёрский ансамбль — главное, что есть в «Котловане». Каждому герою придуман свой образ и свой способ (либо дефект) речи — замедленная, рваная, визгливая, хриплая… В итоге все они становятся частью раздражающе узнаваемой картины мира».
Вернуться к афише ХХХ Пушкинского театрального фестиваля.