В Пскове прошла пресс-конференция с организаторами XXV Пушкинского театрального фестиваля

26 января 2018

25 января 2018 года в музее Псковского театра драмы продюсер XXV Пушкинского театрального фестиваля Дмитрий Месхиев и директор форума Марина Николаева встретились с псковскими журналистами и рассказали о том, какие сюрпризы ждут зрителей Пушкинского в этом году, почему не нужно бояться покупать билеты на постановки малоизвестных театров, и зачем брать отпуск на период фестиваля.

В своем вступительном слове к журналистам Дмитрий Месхиев выразил надежду, что интерес зрителя к юбилейному Пушкинскому театральному фестивалю будет живым и искренним.

В Пскове прошла пресс-конференция с организаторами XXV Пушкинского театрального фестиваля

О. Машкарина (Псковское Агентство Информации): Я смотрю, увеличилась продолжительность самого фестиваля. Он практически полторы недели будет длиться.

Д. Месхиев: Мы увеличили продолжительность фестиваля именно потому, что это фестиваль юбилейный. Потому, что мы постарались сделать большую программу, с бОльшим охватом театров самых разных. Некоторые театры у нас показывают по два спектакля. Когда это малая сцена, а это интересный спектакль, нам, конечно, хочется, чтобы не только 120 человек посмотрели, а хотя бы 240. Поэтому мы позволили себе в рамках юбилейного фестиваля расширить программу, а дальше видно будет. Если сойдутся звёзды на том, чтобы нам его делать вот таким, чтобы он был 11-дневным, мы с радостью, конечно, будем его делать.

О. Машкарина: Ещё меня заинтересовал в программе иммерсивный спектакль в жанре социальной хореографии. Это что такое будет?

Д. Месхиев: Это будет спектакль нашей дирекции, нашего театра. Это чистый эксперимент. Такие спектакли в нашей стране не ставились. Впервые мы сделаем здесь такой спектакль на сцене Псковского театра. Это спектакль, в котором нет артистов и зрителей, потому что все артисты и зрители – полноценные участники действия. Это хореографический спектакль, в котором заняты все те, кто пришёл. Это постановка «онлайн».

М. Николаева: Я могу добавить: у этого спектакля два автора – хореограф и драматург. В первую очередь, почему это называется социально-хореографический проект, - потому что все участники, все, кто придёт и купит билет и будут участвовать в этом событии, они будут двигаться, и это движение будет организовано по определённым правилам. Заранее эти правила не известны никому, только авторам, этим двум дамам – Татьяне Гордеевой (хореограф), и Екатерине Бондаренко (драматург). Жанр социальной хореографии – очень новаторский тип действия. Это не совсем танцы, хотя это будет движение. Здесь будут актуализованы такие повседневные двигательные телесные практики, повседневное взаимодействие людей со своим городом, социальное взаимодействие с другими людьми. Оно будет актуализировано в контексте произведения «Евгений Онегин». Каждый участник, с одной стороны, может сделать выбор, как ему двигаться и как строить свою партитуру, с другой стороны, это будут определённые правила, по которым его поставят создатели спектакля.

Директор XXV Пушкинского театрального фестиваля Марина Николаева

Директор XXV Пушкинского театрального фестиваля Марина Николаева

Д. Месхиев: Если это у нас получится, то мы будем первые в стране и покажем это на нашем фестивале.

С. Аванесова (Псковская Лента Новостей): Если я не ошибаюсь, их будет два.

Д. Месхиев: Да, будет два показа. Они будут разные, естественно. Такие спектакли не могут быть одинаковыми. Особенность постановки зависит от количества участников, диктуется внутренней драматургией, зависит от того, что могут участники и так далее. Очень интересное действо. Это вообще совершенно новый театр. Театр, в котором нет зрителей и артистов. Театр, в котором всё это перемешано.

М. Николаева: Никакой специальной подготовки от участников не требуется.

Д. Месхиев: Не нужно! Нам не нужны гимнасты, акробаты или танцовщики. Любой обычный человек может прийти и стать участником спектакля.

Алексей Семенов (Псковская Губерния): А какое-то обсуждение после спектакля подразумевается?

Д. Месхиев: Мне кажется, что обсуждение должно быть не после спектакля. Обсуждение должно быть потом, после фестиваля. И давайте сделаем эти обсуждения, позовём участников, позовём специалистов. Мы можем сделать такое «эхо фестиваля». Я думаю, что зрителям это будет очень интересно. Я думаю, что нам будет что обсудить потом. Давайте сделаем, договорились (улыбается).

Продюсер XXV Пушкинского театрального фестиваля Дмитрий Месхиев

Продюсер XXV Пушкинского театрального фестиваля Дмитрий Месхиев

Алексей Семёнов (Псковская губерния): По-моему,в прошлые годы обсуждение происходило именно после спектакля на следующий день с участием всех режиссёров, артистов, зрителей. Это было, на мой взгляд, одной из самых сильных сторон фестиваля.

Д. Месхиев: Я имею ввиду, что мы можем сделать обсуждение в рамках фестиваля, но не сразу после показа.

А. Семёнов: Я говорю Вам о всех спектаклях.

Д. Месхиев: Вы посмотрите программу. У нас очень много встреч с режиссёрами спектаклей, очень много мастер-классов с участниками спектаклей. Более того, естественно, мы это не пишем в программках и никогда не писали, но у нас после спектаклей, конечно, будут диспуты и обсуждения. Это само собой разумеющаяся вещь.

А. Семёнов: Просто разница в том, что там присутствуют профессиональные критики. Будут ли они не связаны непосредственно с теми, кто готовит спектакли, то есть независимыми? Часто бывает так, что критик привязан к этому спектаклю, он его практически пропагандирует.

М. Николаева: Программа отличается сугубой академичностью, если посмотреть на название лекций. Если говорить об именах, это Татьяна Джурова (Петербургский театральный журнал), Марина Давыдова, Екатерина Дмитриевская «Экран и сцена», Борис Юхананов, с которым будет творческая встреча, и который не только о своём театре будет говорить, конечно (смеется).

Д. Месхиев: Очень сложно этих людей ангажированными считать. Это далеко не полный список искусствоведов и критиков, которые будут на фестивале. У нас довольно много будет гостей, довольно много именитых, будут и артисты известные.

М. Николаева: Кроме того, наша лаборатория режиссёрская, как и в прошлом году, будет проходить в ещё большем масштабе. Будет пять эскизов показано, и отдельные критик, которые не приедут на лекции, приедут, как участники лабораторий, та же Татьяна Тихоновец приедет с лекцией, но ещё будет, например, Анна Банасюкевич, Олег Лоевский, которому, наверное, тоже есть, что сказать по современным постановкам разных театров и разных городов.

С. Аванесова (Псковская Лента Новостей): Можно тогда вопрос про лабораторию? В прошлом году она была, но спектакль, я так понимаю, не был введён в репертуар.

Д. Месхиев: Сейчас я вам расскажу: этим летом мы начинаем репетировать спектакль режиссёра Русского. Это постановка с прошлой лаборатории Лоевского – «Капитанская дочка», ее будут играть на сцене нашего театра. Режиссёр может предложить нам какую-то альтернативу. В любом случае, постановка этого режиссёра на сцене Пушкинского театра будет обязательно. С лаборатории этого года мы обязательно возьмём один или два эскиза для следующих театральных сезонов.

М. Николаева: В этом году тематика лабораторий не ограничивается пушкинским материалом. Она условно называется «Маленькие трагедии XXI века» – это современная драматургия, разнообразные авторы и режиссёры тоже из разных городов. Участие в этом «творческом поиске» примут 5 российских режиссёров, некоторые из них вполне уже состоявшиеся, например, Михаил Заец из Ростова будет ставить в рамках лаборатории. Например, Елизавета Бондарь, которая у нас уже работала, такая проба у нее была - новогодний спектакль. Более подробная информация подробная есть на сайте фестиваля.

О. Машкарина (Псковское Агентство Информации): Дмитрий Дмитриевич, если бы у вас была возможность пойти только на три спектакля фестиваля, какие бы вы выбрали?

Д. Месхиев: Я не буду отвечать на это вопрос. Это не корректно по отношению к гостям фестиваля, по отношению к театрам. У меня, конечно, есть предпочтения. Есть, наверное, театр, который я немножко больше люблю, чем какой-либо другой. Но я не могу вам это сказать. Я считаю, что мы собрали очень сильную и интересную программу. Мне кажется, что программа российских театров ничем не уступает программе московских и петербургских, а в некоторых случаях, это спектакли лучше и выше, и серьёзнее. Мы собрали только новое и свежее. Это почти всё премьеры этого года. Мне кажется, интересно будет всё. Мы везём разный совершенно театр. И классический, и не очень классический, иногда экспериментальный. Я бы пошёл на всё, скажу честно. Потому что здесь есть вещи, которые потом не увидеть уже никогда. На фестиваль приезжают из таких уголков страны, с такой обширной географией, что не поедешь же потом специально в Краснодар, в Кемерово смотреть спектакль. Я бы предложил любителям театра взять отпуск на это время и всерьёз походить на фестиваль.

М. Николаева: Кстати, вот зацепившись за Кемерово, нельзя не поблагодарить Федеральный Центр поддержки гастрольной деятельности, который помогает нам привезти не только спектакли, которые будут играться в рамках пушкинского фестиваля - «Доходное место», но и сразу же после фестиваль плавно перейдёт в гастроли Кемеровского театра, будут показаны ещё два спектакля. И кроме Кемерово, в программе «Большие гастроли» оказывается поддержка нам в привозе двух спектаклей Театра Наций «ГрозаГроза» и «Наше все… Бродский». Тоже редкая возможность увидеть Театр Наций в Пскове, тоже вряд ли была бы возможность без программы «Большие гастроли».

Д. Месхиев: Теперь про открытие: сейчас идут репетиции «Каштанки», которую ставит Юля Пересильд – псковичка, ставшая звездой. Она выступает как режиссёр нашего Псковского драматического театра. Этим спектаклем будет открываться фестиваль. Закрытие фестиваля уже по доброй традиции пройдет под знаком театра «Мастерская», спектакль Григория Козлова «Живи и помни». Это тоже очень свежий спектакль и очень хороший. Но будут и сюрпризы. Во время закрытия точно.

М. Николаева: Если оценивать программу в целом, сравнивать, например, с прошлогодней программой, то можно сказать, что она более классическая и более сдержанная по режиссёрским трактовкам, что не делает её менее яркой. Здесь более классическая интерпретация текстов, поэтому с меньшей опаской стоит относиться к походу на спектакли незнакомых театров. Информации достаточно, составить представление можно.

Д. Месхиев: Здесь авангарда, который мы показывали в прошлом году, не будет, потому что фестиваль юбилейный, мы осознанно это сделали. Это не значит, что в следующем году мы будем показывать одну только классику. Просто сейчас среди премьер этого года такая тенденция.

Организаторы фестиваля рассказали и о ценовой политике предстоящего фестиваля. Дмитрий Месхиев сообщил, что стоимость билетов на спектакли этого года ниже не только по сравнению с предыдущими, но и отличается от стоимости билетов тех театров, которые представлены в афише. Так, например, билет на постановку Театра Наций в Москве стоит порядка 10-ти тысяч, на псковский показ от 1000 до 2000 рублей. 

В Пскове прошла пресс-конференция с организаторами XXV Пушкинского театрального фестиваля

М. Николаева: Недорогие билеты будут по одной цене на показы эскизов режиссёрской лаборатории. На детские спектакли и на показ, который пройдёт в музее театра. В целом ценовая политика такова, что мы приближаемся максимально к ценам на репертуарные спектакли, хотя, конечно, вы понимаете, что фестиваль – это значительно большие затраты, и логично было бы делать билеты немножко дороже. Но мы старались максимально уменьшить цену.

М. Николаева: О дополнительной программе: у нас на фестивале запланировано две, на мой взгляд, грандиозные выставки. У нас будет хорошая театральная выставка, в которой принимают участие известные петербургские театральные художники – это Алексей Евгеньевич Порай-Кошиц, Стефания Граурогкайте и Ирина Цветкова. Порай-Кошиц и Ирина Цветкова работают очень много с Малым драматическим театром, с Львом Додиным. Ирина – художник по костюмам, в первую очередь, а Алексей Евгеньевич – обладатель уникальной профессии - не только художник, но и технолог и инженер, то есть он одновременно художник и завпост. В качестве завпоста и технического директора он сотрудничал со многими известными театрами ещё в далёкое советское время. И в театре на Таганке он работал, и в БДТ, и в МХАТе. Как художник, он тоже сделал большое количество спектаклей не только Малом драматическом театре, но и в других петербургских театрах и не только.

Стефания Граурогкайте заслуживает тоже отдельного упоминания, потому что она художник универсальный, она занимается сценографией и костюмы изготавливает, не просто проектирует, придумывает, но и сама их делает. Стефания обещала привезти какое-то количество этих рукодельных костюмов, которые она вручную изготовила.  Довольно интересные, необычные, немножко мистические работы. Надо сказать, что Стефания Граурогкайте свою первую работу в 90-е годы сделала в Псковском театре, это случайно выяснилось, это не влияло на принцип подбора, но тем не менее довольно интересно, это спектакль «За зеркалом» режиссёра Владимира Туманова. Что касается второй выставки – это будет выставка фотографий и это первый наш проект, в котором мы начинаем совместно с музейно-выставочным центром РОСФОТО из Петербурга. Выставка будет называться «Многоликая Россия», там будет представлено порядка сотни фотографий исторических, начиная с конца XIX века. Снимки будут представлены самые разнообразные: этнографический компонент в этой выставке есть, и парадные фото, и повседневные типажи городские и сельские разных регионов. Этот проект не последний, я надеюсь, с РОСФОТО, но он станет таким ярким стартом нашего сотрудничества. 

XXV Пушкинский театральный фестиваль будет проходить в Псковской области с 8 по 19 февраля. Подробная афиша, билеты и запись на лекции расположены на официальном сайте форума: pushfest.ru.