Актриса Наталья Кузнецова: «Фрекен Бок – фигура не только комическая…»

30 января 2019

Его представит творческое объединение Granart (Нижний Новгород). 

Ровесница XX века, старая фрекен Хильдур Бок дает интервью в телевизионной студии, которой руководит Сванте Свантессон, тот самый Малыш из сказки Астрид Линдгрен. Фрекен Бок, комическая «домомучительница», неожиданно предстает яркой и трагической фигурой. Работа в доме Свантессонов и встреча с Малышом и Карлсоном – лишь эпизод в ее жизни, в которой, как океан в капле, отразились судьбы миллионов таких же обычных людей, их семейные истории, переплетенные с большой и страшной Историей Двадцатого Века.

Олег Михайлов – один из ведущих современных русскоязычных драматургов, автор таких репертуарных пьес, как «Красная комната», «Клятвенные девы», «Телеграмма» и десятков других. Спектакль по его трагикомедии включен в спецпрограмму «Современный писатель на современной сцене» нынешнего Пушкинского фестиваля не случайно. Пушкин известен гениальной способностью по-новому трактовать давно известные сюжеты. Михайлов в «Подлинной истории» действует совершенно по-пушкински, превращая анекдотическую фрекен Бок в тонкого, глубокого, страдающего персонажа. Литературный талант писателя умножается в спектакле на талант нижегородского режиссера Александра Ряписова и уникальное дарование Натальи Кузнецовой, одной из лучших актрис российского театрального Поволжья.
  По признанию самой актрисы, пьеса Олега Михайлова сразу запала ей в душу, потому что она «действительно замечательная».


- Наталья, Вы, молодая актриса, играете глубоко зрелую героиню. Откуда такая тяга к возрастным ролям?
 -
 Дело в том, что еще в театральном училище я настолько любила представлять образы комических старушек и так заигрывалась в этих ролях, что мастер курса Василий Федорович Богомазов пошутил, что мне их так и придется играть всю жизнь. Так фраза была запущена в космос, и фрекен Бок действительно стала уже третьей возрастной ролью в мой жизни. Мне   всегда было интересно полное перевоплощение, уход от себя, это открывает большие возможности Хотя, замечу, моя героиня не совсем комическая, в ней много всего замешано, в том числе и трагического.


-   Как создавался образ фрекен Бок? Кто-то был перед глазами, когда работали над ролью, какие-то  отсылки к конкретным женщинам?
-  Да, это собирательный образ,  в этой роли я постаралась протянуть незримые нити и к своим старшим близким.  И у автора  Олега Михайлова посвящение к пьесе звучит: «Моим родителям».  А на репетициях режиссер Саша Ряписов  много рассказывал  с огромной нежностью о своей бабушке… Все это соткалось в роль.
- Вы играете в моноспектакле. Это намного сложнее, чем играть   в «густонаселенной» постановке?
- О, моноспектакль – это прекрасный жанр, очень его люблю. Здесь твой единственный партнер – зритель. От того, какой он сегодня, в каком настроении пришел в театр, зависит многое.
- Есть мнение от зрителей, посмотревших этот спектакль не один раз, что он изменился со времени первой постановки? Это так?
 - Не мне судить об этом, но режиссер Александр Ряписов  тоже говорит об этом. Если это так, то ничего удивительного. Спектакль – это живой организм. И каждый раз он разный.


 Добавим, что спектакль, впервые сыгранный в мае 2016 года, вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска». Спектакль удостоен Гран-при международного фестиваля моноспектаклей Albamono в Корче (Албания, 2016). Удостоен приза «За лучшую женскую роль» и «За лучшую постановку» на фестивале «Премьеры сезона» в 2017 году в Нижнем Новгороде. Получил Гран-при VII Международного фестиваля камерных и моноспектаклей в Орле в 2017 году. Спектакль участвовал в международном фестивале моноспектаклей SOLO в Москве и фестивале «Арт-окраина» в Санкт-Петербурге. В 2018 году удостоен главной награды на фестивале «Монофест» в Перми.

«Шокирует почти физическое перевоплощение Натальи Кузнецовой в столетнюю Хильдур Бок. Стоптанные боты, бесформенное длинное платье, мешковатая кофта и неуклюжий парик, который героиня надела на свое «интервью», — это лишь внешние детали, хотя и значимые. Сильнее поражает точно, до мельчайших подробностей, схваченный образ старости. Эта роль кажется специально написанной для актрисы в возрасте, тем не менее, в каждом жесте, интонации, взгляде, повороте головы и движении тела артистки чувствуется груз прошедших лет, пережитые обиды, тяжесть неумолимого времени. Несмотря на почти полное отсутствие грима, молодое красивое лицо актрисы практически неузнаваемо. Воспаленные от слез глаза кажутся бесцветными, а взгляд, обращенный в душу каждого зрителя, проникает до самого сокровенного, той границы, на которой переживание происходящего на сцене перетекает в сопереживание человеческому страданию вообще». (Андрей Журавлев, «Столица Нижний»)

«Забудьте манерную тетку из любимого мультика. Подлинная фрекен Бок — деревенская женщина, которая вместе с ХХ веком прожила две мировые войны, причуды карательной психиатрии, преследование евреев, принудительную стерилизацию «неполноценных» ... Но это совсем не страшный спектакль. Это спектакль-перевертыш, где комическая нелепость становится причиной трагедии, а жизненная драма разрешается счастливым событием. Кстати, телестудия — это, оказывается, совсем не телестудия. И да, Карлсон обязательно прилетит». (Юлия Баталина, «Новый компаньон»)

По пьесе Олега Михайлова. Режиссер Александр Ряписов. Художник – Полина Гришина. Хореограф – Мария Лутошкина. В роли фрекен Бок – Наталья Кузнецова. Продолжительность спектакля: 1 час 10 минут без антракта. Для зрителей 16+

12 февраля, 19:00, большая сцена.

Заказ и бронирование билетов  http://pushfest.ru/

 

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина