XXVI Пушкинский фестиваль открылся «Выстрелом» Казанского ТЮЗа

09 февраля 2019

XXVI  Пушкинский фестиваль посвящен  220-й годовщине со дня рождения великого русского поэта и Всероссийскому Году театра.


Обращаясь к зрителям, гостям и участникам фестиваля, председатель Госкомитета по культуре Жанна Малышева зачитала приветственный адрес губернатора Псковской области Михаила Ведерникова, который в настоящее время находится в Москве, на расширенном заседании президиума Госсовета ( в числе рассматриваемых вопросов по нацпроектам, как отметила председатель комитета, будут обсуждаться и меры поддержки культуры, в  том числе театров) : «Пушкинский фестиваль на протяжении нескольких десятков лет  стал брендом нашей области, который по праву входит в национальный календарь событий», - сказано в обращении губернатора. «Это классика и современность, дискуссии, сохранение и популяризация  наследия великого поэта и его современников».


 Жанна Малышева  поздравила всех с открытием фестиваля, пожелала легких подмостков,  зрительского признания, аншлагов и бурных оваций.
 Генеральный продюсер фестиваля, художественный руководитель Псковского театра драмы Дмитрий Месхиев поблагодарил администрацию Псковской области, Министерство культуры России , Министерство культуры Татарстана  и правительство Южно- Сахалинска за оказанную помощь в подготовке фестиваля:


 - В этот раз мы постарались расширить ореол и показать спектакли   театров от Сахалина до Бухареста, от Нижнего Новгорода  до Санкт –Петербурга, от Казани до Москвы, -  отметил Дмитрий Месхиев. -  Мы постарались представить разные спектакли, от классики до авангарда, чтобы театральная программа была интересна разным зрителям.
   Кроме того, организаторы фестиваля сообщили, что  запланировали после каждого спектакля, кроме «Бориса Годунова» ( который поздно заканчивается),  обсуждения постановок со зрителями.

Так, общаясь с журналистами перед открытием фестиваля, арт-директор театра Андрей  Пронин пояснил: «У всех зрителей будет возможность задать вопросы, послушать критиков, высказать свое суждение о спектаклях. Мы не претендуем на то, чтобы возродить лабораторию, но момент беседы, спора, дискуссии, когда есть возможность высказать негатив, - это хорошая возможность».

А  Дмитрий Месхиев  добавил, что   устраивать обсуждения  будут и впредь, и после фестиваля. «С нашей точки зрения, это будет важно режиссерам и актерам. И интересно самим зрителям…Я убежден, что никакие соцсети не заменят личное общение. Мы хотим вернуть творческие вечера и общение со зрителем», - заметил худрук театра. 

Перед началом спектакля «Выстрел»  директор Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева   сообщила, что приглашение на Пушкинский фестиваль стало для их театра почетным событием, это первый приезд  театра в Псков:
- «Выстрел» уже побывал на двух фестивалях и везде встретил теплый прием зрителей, - сказала  директор ТЮЗа. – Надеемся, спектакль понравится псковской публике.


 Как  пояснил режиссер спектакля «Выстрел» Туфан Имамутдинов  еще на пресс-конференции перед открытием фестиваля,  подзаголовок спектакля «Беседы о русской культуре" - это отсылка к работе Юрия  Лотмана, цитаты из которой  звучат в начале и конце спектакля.


- Артисты переодеваются в одежду того времени, что отсылает зрителя к культуре того времени. Футболку можно надеть за секунду, а одежду того времени - гораздо дольше, - сказал режиссер. - В этом есть своя символика. Мы начинаем вход в эпоху Пушкина этим жестом и рассматриваем состояние культуры того времени и нынешнего. Многие культурные понятия того времени нами уже не считываются, к сожалению.

 Поставленная по одной из пушкинских «Повестей Белкина»  работа главного режиссера театра Туфана Имамутдинова   продемонстрировала  псковскому зрителю минималистичное сценографическое решение. В качестве декораций  - минимум предметов: стулья, чемоданы, гитары. Даже револьверы появляются в самые последние минуты спектакля,  а во время действия  герои «стреляют из пальцев».
 История, которая разворачивается в повести «Выстрел», многим известна со школьной скамьи. Незавершенная дуэль переворачивает жизни двух героев.  Пушкина больше интересует психологическая сторона противостояния  людей двух мировоззрений, двух разных жизненных позиций: человека, которому повезло «по воле судьбы родиться в знатной семье, с положением и деньгами», и Сильвио, которому приходилось самому прокладывать себе дорогу на военном поприще.


 В финале, когда  главный герой Сильвио переодевается в Пушкина, а остальные актеры - в современную одежду,  звучит композиция модного рэпера Хаски, по которую танцуют все актеры, кроме Пушкина, застывшего на сцене , как памятник.   Неожиданно  раздается главный  и последний  выстрел спектакля, который направлен в сторону поэта. Что это – выпад в сторону классика, который остается вечным, шумный восклицательный знак или  та самая дуэль на Черной речке – каждый решает для себя сам. В полной темноте актеры покидают сцену,
Спектакль «Выстрел» был тепло встречен псковской публикой и закончился  заинтересованным обсуждением.

 

 

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина