«Спектакль Гробница…» попал в меня целиком!»

10 февраля 2019

 9 февраля, на малой сцене с успехом прошла премьера  спектакля «Гробница малыша Тутанхамона», который поставила в Псковском театре драмы режиссер Елизавета Бондарь.

 И опять, как и в случае с «Жанной», эскиз «Гробницы малыша Тутанхамона» родился в рамках лаборатории «Маленькие трагедии (и комедии) XXI века» Олега Лоевского  на прошлогоднем Пушкинском фестивале.
 -  Еще раньше  были репетиции  в московской «Любимовке», которые, к сожалению, не превратились в полноценный спектакль, - объяснила зрителям перед началом спектакля режиссер. -  Пьеса американского драматурга Оливии Дюфо  меня не отпускала долго, и вот  ее удалось поставить с псковскими артистами. Сегодня вы увидите совершенно новое произведение, очень отличное от эскиза.  Что-то  из американской действительности  адаптировано  для  российского зрителя, создана совершенно новая сценография, даже речь актеров стала ритмизованной благодаря совместной работе с композитором пьесы Николаем Поповым.


  -  Вы увидите спектакль, который  видели только в Нью-Йорке. До вас в России, да и в Европе, не видел никто, -   добавил худрук театра Дмитрий Месхиев. – Спектакль непростой, заставляющий  думать, следить за мыслью автора и успевать это делать.

Главная героиня - художница комиксов Джейн Хейли  (актриса Наталья Петрова) номинирована на престижную премию. Ей во что бы то ни стало надо закончить свой комикс — фантазию на древнеегипетские темы, в которой главным действующим лицом становится   мальчик–фараон Тутанхамон. Джейн так поглощена в работу, что абсолютно глуха к тому, что происходит в реальной жизни. Тщетно внимания матери пытается добиться ее дочь, бунтарка-школьница Атланта (актриса Дарья Чураева). Джейн только формально вникает в дела дочери, на самом деле она одержима рисованием, звуки  царапающего по бумаге пера сопровождаются  проекцией на сцену образов, рисуемых  художницей.

На глазах зрителя  иллюзорный мир художницы смешивается с реальным, штрихи зловеще складываются в образы кровавых вождей 20 столетия, которые затем превращаются  в реальных персонажей.


Даже внезапное и жуткое событие –  демонстративное самоубийство дочери – заставляет художницу остановиться  лишь на считанные секунды. Тщетно муж Джейн и отчим Атланты (актер  Денис Кугай)  пытается вернуть ее в суровую  действительность, задавая один и тот же  жесткий вопрос,  в чем и как хоронить девочку.  Героиня отказывается вникать в это, она с остервенением бросается рисовать, словно принимает обезболивающее от реальности,  а границы между египетским комиксом и  жизненной трагедией становятся всё тоньше.  В созданном  художницей внутреннем мире даже умершая дочь  перевоплощается в мальчика–фараона.. И это только начало перевоплощений…


Спектакль заканчивается победой художницы – престижной премией  мэтра  комиксов Лайонела Физера ( актер Евгений Терских), которая досталась ей такой страшной ценой. Но победа ли это?

 Этот и другие вопросы спектакль адресует каждому смотрящему решить самому.
 Спектакль об искусстве и художнике, о жизни, смерти, ответственности и неизбывном чувстве вины перед ушедшими близкими вызвал горячее обсуждение его первых зрителей.


« Жесткий, спорный, но прекрасный», «»Спектакль заставляет задуматься о  своей жизни», «Оригинальная пьеса. Грустно и интересно. Особенно интересно увидеть техническое переплетение мира художницы и мира её комиксов», - такими отзывами делились зрители.
  Растроганно  высказала  свое  мнение Заслуженная артистка России Марина Солопченко ( выставка  кукол которой в настоящее время проходит в галерее «Цех»):


 - Ваш спектакль  попал в меня целиком, - призналась актриса. -  Умная, эмоциональная работа, заставляющая  задуматься зрителя.  Замечательная работа артистов. Постановка не оставит равнодушными  тех, у кого есть взрослые дети, кто испытывает неизбывную тревогу за них, за мир, в котором мы живем. Спасибо вам большое!


 Добавим, что молодой, но уже известный режиссер Елизавета Бондарь знакома псковскому зрителю как создатель детского новогоднего спектакля «Мой папа Дед Мороз», с успехом прошедшего в нашем театре в преддверии нового 2018 года. В ее послужном списке постановки в московском театре «Геликон-опера», театре «Практика», Красноярском театре оперы и балета, Новосибирском театре музыкальной комедии, Русском театре Эстонии, Калининградском драматическом театре и многих других. Спектакль «Пилорама плюс», созданный в Ярославском театре им. Ф. Волкова, стал в 2018 году победителем всероссийского смотра молодой режиссуры «Арт-Миграция» и участником программы «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска».

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина