«Островский 2.0» в стилистике «Яндекс.Дзен»

26 сентября 2022


Программу XXIX Пушкинского театрального фестиваля в Пскове продолжил спектакль Воронежского ТЮЗа «Последняя жертва».

Фото здесь и далее: Игорь Ефименко

Перед спектаклем сцену закрыли занавесом, и это интриговало: закрытый занавес не самый частый ныне прием. В аннотации к спектаклю, между тем, обещали, что «криминальная комедия Островского… решена в необычной стилистике кинематографического нуара». И я честно ждал нуара, а в итоге зрителю открылось… в пустом и сером пространстве сцены храпела девушка в сарафане и кокошнике, и это был первый знак того, что зрительские ожидания будут жестоко обмануты. Все-таки тех, кто сочиняет анонсы, иногда нужно отдавать на растерзание публике.

Это шутка, а если говорить всерьез, то, разумеется, никаким «нуаром» в спектакле Анатолия Ледуховского и не пахло. Пахло изрядно переписанной (то есть на свой манер осовремененной) пьесой Островского и еще чем-то грубым и смачным, чему я долго подбирал определение и наконец остановился на традиционном, а главное, точном слове «фарс». Просто фарс, что, в общем, отвечает духу первоисточника (подзаголовок спектакля: «сцены по мотивам» - вполне корректен) с поправкой на сто пятьдесят минувших лет, когда вдруг выясняется, что проблемы, волнующие обитателей Замоскворечья 70-х годов девятнадцатого века мало чем отличаются от заморочек жителей Москвы или любого другого города России века двадцать первого.

Быстро выясняется, что отвратительные персонажи Островского, все эти будто бы канувшие в Лету купцы и кредиторы, вдовы и альфонсы, хлыщи и игроки, тетки и девки, Флоры Федулычи и Лавры Миронычи, Глафиры Фирсовны и Ирэни Лавровны, преспокойненько телепортировались в наше время и живут себе припеваючи. Но что значит «припеваючи»? Весь спектакль персонажи распевают под гармошку разудалую песенку с двумя пошлыми строчками: «Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка, полюбила меня моя пташечка», а на деле занимаются мошенничеством на доверии, проигрывают целые состояния, шантажируют друг друга, отправляются в долговые тюрьмы, собираются вешаться и стреляют друг в друга из револьверов. И всё эти мерзости они совершают под натужный «чибиряк».

Выглядит это веселье довольно странно, поскольку на самом деле ничего смешного и веселого в спектакле «по мотивам Островского» не происходит. Весь спектакль зрителя пытаются натужно смешить, а в итоге становится жутко и омерзительно. Может быть, подумал я, это двусмысленное впечатление пиарщики спектакля и описали неподходящим словечком «нуар»?

У меня же возникла другая и, как мне кажется, гораздо более точная аналогия. В сети имеется платформа доморощенных блогеров под названием «Яндекс.Дзен», где эти самые доморощенные блогеры активно публикуются и трендят друг с другом в комментариях. Никогда туда не заходили? Весьма занятное чтение, что называется, из первых уст. Герои Островского в версии 2.0 делятся с читателями своими сюжетами, не то подлинными, не то выдуманными. Читаешь и офигеваешь от пошлости рассказанных историй и ситуаций. И начинаешь кое-что понимать о нынешних временах и нравах.

Так вот, в спектакле Воронежского ТЮЗа эти самые блогеры как раз и высыпали на сцену, обрели плоть и речь. Вот обманутая дебелая вдовушка Юлия Павловна Тугина (Мария Малишевская) скидывает свою пышную юбку и остается в одних трусах, как только речь заходит о возможности выцыганить деньги из толстосума. Вот свадебная аферистка Ирэнь, тоже легко скидывающая юбку при первом упоминании о миллионах якобы богатого жениха. Вот циничная «психологиня» и «инфоцыганка» Глафира Фирсовна (Анастасия Гуменникова), рыщущая за своей рыбкой в мутной воде и готовая представить клиенту свой липовый диплом об окончании курсов черной магии. Примечательно, что, кроме колдуньи Глафиры, все женщины спектакля, включая молодую служанку (Кира Ковалева), лихо скидывают юбки, обнажая ноги и филейные части. Видимо, по задумке режиссера это и есть нынешний Zeitgeist.

Под стать женским и мужские персонажи. Вот хлыщ и альфонс Вадим Григорьевич Дульчин (Антон Надточиев), пользующийся наивностью своей любовно озабоченной купчихи и прожигающий ее деньги. Вот Лука Герасимыч Дергачёв (Евгений Шендеровский) – совершенно бессмысленный молодой человек, гибрид рэпера и хипстера. Вот тот самый толстосум Флор Федулыч Прибытков (Сергей Смирнов), готовый купить любовь будущей содержанки. Вот «восточный человек» Салай Салтаныч (Николай Байбаков) в фартуке мясника и с топором в руках, мечтающий урвать свой куш будущего хозяина жизни.

Ну, и так далее. Я почти всех их, персонажей «Островского 2.0» и перечислил. Типажи вполне узнаваемые, будто вышедшие из кабака, где вкусно кушали и пили на поддельные векселя, а потом, делая распальцовку, принялись учить нас красивой жизни в запрещенном ныне «инстаграме»* или все в том же разрешенном «Яндекс.Дзене»: «Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка!». Все они предсказуемы и пошлы до невозможности. Все мечтают о «страстной африканской любви», но только при одном условии – наличии у партнера приличных денег. Реплика обманутой невесты звучит, будто цитата из «яндексдзеновского» комментария: «Офигеть! Человек ничего не имеет, а мечтает о страстной африканской любви».

Главным персонажем спектакля Анатолия Ледуховского являются вовсе не ловкие хлыщи, обманывающие наивных дурех, и не циничные девахи, страждущие запрыгнуть в постель к богатым папикам, а собственно сами деньги. Именно деньги есть кровь и нервная система жизни, это они заставляют шарлатанов Островского беспрерывно врать и суетиться, выдавая себя не за тех, кем они являются на самом деле.

А где деньги, там и смерть. Пусть любовь оборачивается фейком, зато гибель настоящая. В финале водевиля на сцене лежат два трупа, и к столь неожиданной концовке даже не знаешь, как и относиться. Это они что, всерьез? Оказывается, что да.

Александр Донецкий

*Деятельность корпорации Meta, а также ее платформ Facebook и Instagram, признана экстремистской и запрещена в РФ

Источник: Псковская Лента Новостей