Анна Ковальчук и Сергей Перегудов рассказали о Пскове, о судьбе театра и русских классиках
08 сентября 2023Юбилейный XXX-й Пушкинский фестиваль открылся музыкально-поэтическим спектаклем «Евгений Онегин. Страницы романа» с участием прославленных артистов петербургского театра имени Ленсовета. «Вестям» удалось поговорить с известными актерами – Анной Ковальчук и Сергеем Перегудовым о Пскове, о судьбе театра и русских классиках.
Анастасия Николаева, корреспондент: «Здравствуйте, Анна, вы часто бываете на Псковщине, а совсем недавно судя по вашим социальным сетям, побывали в Пушкинском музее-заповеднике, расскажите о ваших впечатлениях?»
Анна Ковальчук, народная артистка России: «Мы здесь снимались несколько раз и кино, и в Изборске, и в Пскове. Но первый раз мы приезжаем с такой интересной, как мне кажется, программой, которая привлекает зрителей: и псковского, и питерского, конечно. Пушкин, который здесь рядом творил и мне кажется до сих пор чувствуешь его легкие шаги».
Анастасия Николаева, корреспондент: «Какое у вас впечатление от посещения именно Пушкинских мест?»
Анна Ковальчук, народная артистка России: «Я не первый раз, конечно, в этих местах, начиная от школьных лет, конечно, мы ездили на экскурсии, но сейчас осознанно приехали... Мы приезжали такой школьной группой. Там был мой сын, его одноклассники, одноклассницы. Скорее мы их привезли и попытались... знаете, не просто экскурсия школьная, а попытались, когда семейные традиции основаны на соприкосновении с культурой нашей. И как я доношу это своему сыну с позиции мамы, мне кажется, это намного ценнее, глубже прорастёт, чем просто он сидит на уроке, ему скучно. Конечно, и я очень сильно вдохновляюсь. Я так счастлива, что за неделю до этого спектакля, я там была, и я еще раз прошла по этим местам».
Сергей Перегудов, актер театра, кино и телевидения: «Мы же не из Москвы прибыли, мы же из Петербурга, мы рядом с вами, мы тут и с друзьями и в разные периоды жизни я здесь был. И экскурсии были по Кремлю, и в окрестностях, так что это не первая поездка, и мы рады сюда вернуться снова. Это какой-то со своей особой атмосферой город».
Анастасия Николаева, корреспондент: «Вы сыграли в Пскове спектакль "Евгений Онегин. Страницы романа" в совершенно удивительном жанре, где главное - это слово, музыка, а не игра актеров или декорации. Расскажите, насколько сложно работать с таким материалом?»
Анна Ковальчук, народная артистка России: «Интересный, казалось бы очень простой на первый взгляд жанр, и для актера казалось бы нет никакой сложности, чтобы просто с листками романа ходить, читать и сзади такая поддержка из 65 музыкантов - Симфонический оркестр, который с нами приехал из Петербурга. Но вы знаете, трудность такой работы заключается в том, чтобы, как ни странно для актера, не впасть в игру. Вы же понимаете, психофизика артиста такая, что сразу хочется играть, хочется какие-то чувства свои там наложить на переживания Татьяны и впасть в это состояние, но трудность в том, что нельзя, нужно уметь отстраняться от этого образа, от ее переживаний и таким образом читать то, что у нас в руках - листочки. Вроде как мы читаем, играем, совмещаем все вместе. То есть нужно отстраниться и даже донести ее переживания очень хочется впасть в это состояние, прожить это все - нельзя! И вот это самое сложное наверное для артиста, когда ему нельзя играть».
Сергей Перегудов, актер театра, кино и телевидения: «Азарт был у нас в глазах, когда мы услышали, что мы будем с симфоническим оркестром. А сейчас это модно читать, знаете, под симфонический оркестр и был вопрос: насколько это интересно зрителю и насколько вот именно в таком сухом визуальном состоянии, то есть нету никаких действий по сути, только музыка и актеры. И нам было самим интересно, насколько мы с этим сможем справиться. Но Пушкин, ни ради красного словца, настолько глубок, что там даже в минимуме, в каком-то невероятном аскетизме действий столько внутреннего богатства героев, их так швыряет, их так переворачивает с ног на голову, хотя мы казалось бы просто сидим на стульях, иногда встаем».
Анастасия Николаева, корреспондент: «Со времен Пушкина русский язык сильно изменился, как вы считаете, необходимо ли сохранять чистую литературную речь или достаточно читать классику и посещать спектакли?»
Анна Ковальчук, народная артистка России: «Конечно я за погружение, за чистую речь, за чистый русский язык, естественно и благодаря Пушкину самые маленькие школьники могут прикоснуться к этому и присвоить себе, потому что на самом деле это не такой сложный язык, но он такой чистый, как, знаете, самый чистый горный ручей».
Анастасия Николаева, корреспондент: «Вы говорите про школьников, а сегодня же из ЕГЭ, мы все слышали, Пушкина убирают, Лермонтова убирают, как вы к этому относитесь?
Анна Ковальчук, народная артистка России: «Знаете, мой слух отказался это слышать. Я эту информацию пропустила, мало ли что говорят, посмотрим. Но я не верю, я как Станиславский, я не верю».
Сергей Перегудов, актер театра, кино и телевидения: «Как можно их убрать? Как можно лишиться этого достояния. Его невозможно прикрыть, отодвинуть. Они писали о вечном и с этим нельзя расстаться, с этим нельзя не считаться. С этой классикой считается весь мир. Это глубины человеческого бытия, которые не исследуемы, не до конца, они всегда будут вечны эти темы, которые поднимаются в их произведениях. Поэтому можно только пожать плечами».
Анастасия Николаева, корреспондент: «В последнее время у людей сильно возрос интерес к театру, как вы думаете, с чем это связано?
Анна Ковальчук, народная артистка России: «Ой вы знаете, я об этом прямо думала совсем недавно, когда я столкнулась со сверхспособностями искусственного интеллекта и поняла, что единственное, пока он точно не сможет заменить, это игру актеров в театре. Живую игру. Вот я думаю за чем-то живым люди приходят, потому что все в основном там, не знаю, большую часть времени люди проводят с экраном, с чем-то неживым, ненастоящим и в театр идут за настоящими эмоциями».
Сергей Перегудов, актер театра, кино и телевидения: «Меняется одежда, меняются какие-то устройства, гаджеты там и так далее, а то, о чем говорит театр не меняется никогда и не будет меняться, в общем-то это самое главное, почему театр будет жив и никогда не будет конкурировать с кино, с другими видами искусства. И вообще, как только что сказала Анна Леонидовна о нейросетях, это все тщетно, это все пустое по сравнению с живым театром вот и все. Театр всегда будет ставить нашу классику и всегда будет актуален, потому что там рассматриваются те же самые страсти, проблемы, чувства человеческие».
Источник: ГТРК Псков