Главный режиссер Кукольного театра сказки Светлана Дорожко: «Театр – это отдельный мир, который состоит из суперлюдей»
11 сентября 2023С гостьей Пушкинского театрального фестиваля побеседовала студентка ПсковГУ Дарина Юрченко – участница совместного проекта Псковского театра драмы и университета, в рамках которого практикуются будущие пиар-специалисты.
7 сентября на XXX Пушкинском театральном фестивале состоялся показ спектакля Санкт-Петербургского кукольного театра сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сразу после блистательного выступления нам удалось пообщаться с главным режиссером театра Светланой Дорожко и окунуться в уникальный кукольный мир.
— Почему вы решили принять участие в нашем фестивале?
— Потому что нас пригласили. Мы, конечно, с большой радостью согласились, потому что выезд театра на фестиваль – это радость. Это большое событие, потому что мы любим показывать наши работы зрителям в других городах. Это радость общения и со зрителем, и друг с другом. Участие в таком фестивале, достаточно известном, престижном, и выезд в прекрасный город Псков, – это замечательно…
— Существует мнение, что куклы – это только для детей, но так ли это на самом деле?
—Театр кукол изначально был предназначен для взрослых. В него вкладывались мифологические вещи, религиозные образы. Через куклу, через неживое, которое близко к идолу или божеству, передавалась такая суть, которую словами нельзя было передать. Это производило сильное впечатление на зрителя. К детям театр кукол пришел только в ХХ веке. Многим театрам кукол сейчас около 80 лет. Это довольно-таки серьезная и уникальная в своем роде история, потому что в мире в принципе нет такого количества театров кукол, как в России. В каждом городе есть государственный театр кукол. Этого вы не встретите в Европе, разве что в Чехословакии и Польше. Наша страна является прародителем такого явления.
— И это прекрасно. Я, будучи маленькой, очень любила посещать театры кукол. И сейчас, повзрослев, смотрела ваш замечательный спектакль с изумлением и восторгом…
— Спасибо большое. Знаете, я скажу сразу, что самое ценное – это когда спектакль, который как будто бы сделан только для детей, нравится взрослым. Когда взрослый, который сидит и тыкает в телефон, отвлекается от него и «залипает» на сцену. Количество поднятых телефонов, которые снимают спектакль, – это хороший признак, а плохой признак – это когда люди просто читают сообщения, и им скучно смотреть на сцену. Я всегда стою в конце зала и наблюдаю: «Ага, повключали, значит здесь что-то не так. Хорошо, будем работать дальше».
Дело не только в развлечении взрослых и детей, а дело еще в том, чтобы они следили, вникали, считывали те образы, которые мы им предлагаем. Например, медведи. Ведь первый вопрос возникает: «А почему медведи? Там же богатыри в сказке!». Дети строят множество теорий на этот счет.
— Вы уже сказали, что в спектакле богатыри заменены медведями, но есть и другие интересные находки. К примеру, всё повествование ведется через «бабок-чернавок». Почему именно эти персонажи?
— Чернавка есть в самой сказке. Кто она такая? Это служанка, которая занимается черной работой в доме. А так как эта сказка содержит в себе много христианских и языческих примет, мы и придумали таких бабок. Это история сочетания язычества и христианства и в сказке, и в нашей культуре. По сути, наши бабки – христианки, но на самом деле они живут язычеством. Особенно это заметно, когда Елисей обращается на небо и общается с солнцем и месяцем. Это ли не язычество? Ну и, конечно же, выразительный образ – бабка. Тем более, когда ее играет мужчина!
— Как придумывались их маски, костюмы?
— Костюмы были с утяжелением, чтобы актеры чувствовали вес, и им легче было войти в нужный образ. А сами маски дают зрителю информацию о характере персонажа, а также помогают и дополняют действия актера. Это то, что добавляет объем и обогащает саму историю, придает ей выразительности.
— А медведи?
— Версий много. Если говорить честно, то это предложение художника изначально повергло меня в шок – сделать вместо богатырей медведей. Но мы решили оставить этот вариант, и объясняем его так. Существует обряд инициации, о нем упоминает Владимир Пропп (известный российский фольклорист – авт.) в своих трудах, посвященных сказкам. Суть обряда заключается в том, что молодых людей отправляют в лес, для того чтобы они превратились в мужчин, пройдя испытания (научились добывать себе еду, сражаться и т.п.), и медведи – это как раз те самые молодые люди.
Другой вариант – это оборотни. Такой вариант часто предлагают дети. Почему бы и нет? Василиса пришла к отшельникам, а кто они? Это запросто могут быть оборотни, то есть люди, но не такие, как все. Причем не просто оборотни, а «солнечные люди». Они одинаково разговаривают, они наивны и светлы, поэтому предложение о женитьбе никто из них не воспринимает как натуральную женитьбу. Это просто возможность стать лучшим другом. Эта тема нам показалась трогательной и истинной. Здесь каждый может прочесть свой вариант, любой из них будет любопытен.
— Поделитесь, пожалуйста, как вы спустя столько лет не утратили любовь и энтузиазм к созданию кукольных спектаклей?
—Театр – это отдельный мир, который состоит из суперлюдей, увлеченных своим делом. Все мои актеры, монтировщики – это настоящие фанаты, потому что это не то дело, за которое ты будешь иметь какие-то материальные блага. Это то дело, которым надо болеть и которое надо любить. Мы все в душе дети. Кто сохранил в себе ребенка, тот театром продолжает заниматься. Когда сохраняешь детство в душе, ты вечно молод, и энергии хватает на всё.
Каждый спектакль – это новая жизнь. Ты даешь новую жизнь чему-то. Штат нашего театра составляет 80 человек, все трудятся на одно дело – на то, чтобы сделать такой спектакль. Режиссер – двигатель. Без энергиирежиссеров не бывает, не встречала таких никогда.
Светлана Дорожко – главный режиссер Санкт-Петербургского кукольного театра сказки, лауреат множества творческий конкурсов и премий. Спектакль «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» награжден высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Беседовала Дарина Юрченко